Йошиаки Нумата компенсировал недостаток физических данных и мощи, интеллектом и впечатляющими навыками, чтобы стать двукратным обладателем титула чемпиона мира в первом лёгком весе.
Нумата родился в Монбецу на Хоккайдо, в северной части Японии, 19 апреля 1945 года третьим из четырёх детей. Семья пережила тяжёлую утрату в начале жизни будущего боксёра.
«Моя мать скончалась, когда мне было 3 года», - рассказал Нумата The Ring. «Я жил с отцом и сёстрами, а моего брата пришлось воспитывать родственникам.
Отец был кузнецом, который имел бизнес по производству жести, занимался жестяными крышами, велосипедами и другим, что имело потребительский спрос. Отец никогда не принимал от меня денег даже после того, как я стал чемпионом».
Пока Нумата рос, он подрабатывал на ферме, где выполнял работы, которым приписывает развитие своей физической силы. Он любил играть в бейсбол и был прилежным учеником.
Когда Нумате исполнилось 16 лет, он смотрел бокс в доме друга, а потом без его ведома друг записал его заниматься боксом..
«Чтобы сдать экзамен, мне потребовалось ехать два с половиной часа в метель, чтобы добраться до Саппоро», - вспоминает он. «Там были университетские профессора, которые в дополнение к письменному тесту проводили подробные физические проверки, основанные на научном подходе. Менеджер выбрал меня из 100 кандидатов».
Несмотря на то, что его отец изначально был против занятий сына боксом, в конце концов он смирился.
Не имея любительского опыта, Нумата дебютировал в 17-летнем возрасте в июле 1962 года. Следующие пару лет он был очень занят.
«Я следовал тому, что было запланировано и подготовлено моим менеджером», - рассказал он. «В начале своей карьеры я был занятым бойцом - пять боёв примерно за 5 месяцев в первый год и 10 во второй год, включая два в одном и том же месяце. В те дни японские боксёры много дрались и даже чемпионы должны были драться в нетитульных боях, чтобы не отставать от высокого спроса со стороны телеканала, который обычно показывал бокс».
В 1964 году Нумата получил бесценный опыт в качестве спарринг-партнёра американца Эдди Перкинса, который приехал в Японию, чтобы защищать свои титулы WBA/WBC в лёгком весе против Ёсинори Такахаши.
«Во время моего спарринга с ним он показал мне уникальный стиль бокса, который меня очень впечатлил», - рассказывает Нумата. «Его «Philly shell» - очень расслабленный боевой стиль: низкая защита, движения плечами и блоки, гибкое использование каждого сустава и быстрые джебы открыли для меня большую дверь.
Я подумал: «Да это именно то, что я должен добавить в свой боксёрский арсенал». Я посвятил себя тренировкам в тренажёрном зале, снова и снова тренируясь перед зеркалом, чтобы копировать его движения и вывести себя на новый уровень».
Нумата выиграл титул OPBF в первом лёгком весе в бою против Ларри Флавиано (PTS 12) в апреле 1965 года. Однако вскоре после этого он проиграл три из четырёх боёв Юки Амасиме (KO 4), Лаву Аллотею (KO 4) и Кану Иль Су (PTS 10).
Нумата смог победить Флэша Элорде и выиграть титул OPBF в лёгком весе в июне 1966 года. Год спустя он повторил победу решением большинства в 15 раундах и стал чемпионом The Ring/WBA и WBC в первом лёгком весе.
«Я горжусь двумя своими победами над легендарным бойцом», - скромно говорит Нумата. «Я бы сказал, что мне повезло. Я был на подъёме, близко к пику своей карьеры, в то время как он был уже на спаде. Тем не менее, Элорде был очень хорошим бойцом, в полной мере использовавшим свой опыт».
Нумата потерял свои титулы в первой защите против Хироши Кобаяши в декабре 1967 года.
«Все были возбуждены, наблюдая за первым в истории поединком за титул чемпиона мира между японскими бойцами», - вспоминает Нумата, который был остановлен в 12-м раунде. «Мой менеджер и Кобаяши яростно ругали друг друга во время публичного собрания прессы.
Кобаяши сражался умело, его навыки компенсировали отсутствие одноударной мощи. Он не давал мне наносить мои любимые удары, контролируя дистанцию и время, что позволяло ему контролировать весь бой».
Нумата хотел реванша и был уверен, что отквитает поражение. Японские фанаты бокса хотели это увидеть, но политика и разногласия между двумя лагерями помешали этому.
Нумата предпринял смелую попытку завоевать титул чемпиона WBA/WBC в лёгком весе Мандо Рамоса в октябре 1969 года.
«Я был очень мотивирован сразиться с Рамосом, чтобы стать чемпионом в двух дивизионах в Лос-Анджелесе», - объясняет он. «Он был слишком большим и сильным, чтобы я смог его одолеть. Он оказался неожиданно искусным с замечательными джебом и защитой».
Поражение побудило Нумату вернуться в 130 фунтов, где он бросил вызов обладателю титула WBC Рене Барриентосу.
«Я оставался сосредоточенным несмотря ни на что», - рассказал Нумата, который победил раздельным решением судей в 15 раундах. «Барриентос был высоким, неуловимым чемпионом. Я сражался с ним с полной уверенностью в себе от начала до конца, так как я был хорош против левшей и был готов ко всему, что он принёс».
Нумата остановил Рауля Рохаса (KO 5), одолел Барриентоса (SD 15) в реванше и победил Лайонела Роуза (UD 15) в последующих защитах титула.
«Я удержал свой пояс в боях против выдающихся претендентов, которые были бывшими или будущими чемпионами мира», - сказал он. «Я одержал сенсационную победу нокаутом над Раулем Рохасом, донеся мощный правый апперкот ему в челюсть.
Лайонел Роуз был сложным бойцом, но я чувствовал, что его стиль чем-то похож на мой».
Нумата уступил свой титул мексиканцу Рикардо Арредондо, который остановил его в 10 раунде. Он дрался ещё раз и был остановлен неизвестным Кенджи Иватой.
«Я понимал, что нахожусь в конце своей карьеры перед своим финальным боем», - признаёт Нумата, завершивший карьеру с рекордом (44-8-3, 12 КО). «Мой расцвет был, когда мне было 22 или 23 года. На своём пике я мог предсказать, куда мой оппонент смотрит и о чём думает.
Я ушёл из бокса, когда мне было 26. По прошествии времени я хотел вернуться, но менеджер не принял мою идею о том, что я буду тренироваться и драться. Именно тогда я решил остановиться, а затем навсегда повесил перчатки, чтобы завершить свою 10-летнюю карьеру».
Оглядываясь назад, Нумата чувствует, что извлёк максимум из своей карьеры, несмотря на своё хрупкое телосложение..
«К сожалению, у меня не было прочного подбородка и корпуса, чтобы выдерживать удары бойцов мирового класса (Нумата за свою карьеру был сбит с ног 22 раза)», - объясняет он. «У меня не было гибкости тела и суставов, чтобы двигаться плавно. Моей задачей было как можно меньше пропускать. Я должен был использовать своевременное нападение и защиту».
Нумата живёт в Киёсе - городе в пределах Токио, где у него есть тренажёрный зал. Он давно не женат, но поддерживает близкие отношения с бывшей женой, у него есть дочь и внучка.
«Это было так давно, когда я был чемпионом мира, и люди, на улице, не знают, кто я такой», - говорит он. «Когда мне рассказывают, как знаменит я был раньше, я не совсем верю.
Пройдя через свою боксёрскую карьеру, теперь я просто ценю жизнь, которая у меня есть. У меня всё ещё хорошее здоровье и мне не нужно полагаться на помощь других. Это замечательная вещь, которой я дорожу. У меня нет друзей, которые занимаются боксом. Я странный бывший чемпион (смеётся)».
Нумата любезно нашёл время, чтобы поговорить о лучших бойцах, с которыми сражался.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Мандо Рамос: Он знал, как эффективно использовать джеб. Кан Иль Су и Хироши Кобаяши также достойны упоминания в этой категории. Все они замечательно наносили джеб со стратегической точки зрения и создавали непредсказуемый тайминг.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Рамос: Из-за его отличной стойки, которая держала меня вне досягаемости. Другими являются Хироши Кобаяши и Кан Иль Су. У всех была отличная защита, которая создавала мне проблемы.
ЛУЧШАЯ СКОРОСТЬ РУК
Хироши Кобаяши: Джебы Кобаяши выделялись скоростью. Я считаю, что моя скорость рук была выше, чем у любого из моих противников.
ЛУЧШАЯ РАБОТА НОГ
Кобаяши: Он дрался со мной, оставаясь неуловим, но я мог бы справиться с ним намного лучше в реванше. Никто не мог сделать это лучше меня, когда я использовал свою работу ног, чтобы резать ринг. Я мог бы перебоксировать всех своих противников, если бы дрался на дальней дистанции. Однако мой менеджер, к сожалению, не хотел, чтобы я применял такой стиль боя, используя свой главный козырь.
УМНЕЙШИЙ
Кобаяши: Кобаяши заслуживает упоминания в этой категории из-за своих тактических навыков, которые значительно устраняли сильные стороны противника. Элорде тоже может быть кандидатом, но он был не в расцвете сил и его общие боевые инстинкты не представляли большой угрозы, когда мы сражались. Кан Иль Су не был большим панчером, но он дрался со мной в непредсказуемом тайминге, что сбивало с толку и мешало мне эффективно драться с ним.
СИЛЬНЕЙШИЙ
Лав Аллотей: Он был жёстким противником и, очевидно, самым сильным с точки зрения физической силы, применяя постоянное высокое давление, а также работу корпусом.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Рамос: Мандо Рамос заслуживает быть названным лучшим в этой категории, хотя в основном из-за его физического преимущества в лёгком весе. Я также помню, что у моего соотечественника Хидемори Цудзимото был отличный подбородок, позволивший выдержать мои идеальные апперкоты.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Аллотей: Он ударил меня сильнее, чем любой другой боец. Обе его руки были очень сильными. Его сокрушительный крюк отправил меня на канвас и полностью лишил сознания. Я даже не помню, был ли завершающий удар нанесён правой или левой рукой. Когда я оказался после встречи в раздевалке то подумал: «Почему я здесь?». Я постепенно вспомнил, что со мной произошло. Мой подбородок и корпус были природно слабыми. Этот бой заставил меня понять, что я должен боксировать не пропуская ударов, чтобы выиграть титул чемпиона мира. Я никогда более так не проигрывал.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ
Хироши Кобаяши: У него были отличные общие навыки, которые сводили к минимуму мои возможности. Я едва мог набрать темп и не отставать от его движений. Бой, к сожалению, закончился до того, как я приспособился к дистанции и времени, которые он стратегически выбрал.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Флэш Элорде: Элорде всё ещё был очень хорошим универсальным бойцом, хотя его расцвет уже прошёл, и он в полной мере использовал свой опыт мирового класса. Он был великолепен в тактике, уловках и других неявных навыках, основанных на великолепном игровом мастерстве. Нелегко было понять, насколько сильно он ранен. Он никогда не показывал этого на лице даже после того, как принимал мои хорошие удары и я не был уверен, что мои удары работают. Я был обескуражен тем, как он делал вид, что атакует меня.